КАТЕГОРИЯ ПАДЕЖА
П а д е ж - обязательное средство оформления предметности. Сам термин заимствован из ст.слав. языка, где падежь - словообразова- тельная калька греч. ріоѕіѕ, производного от ріріо «падаю». То же в лат.: саѕиѕ “падеж” при саӧеге “падать”. Понятие «падеж», видимо, взято из терминологии игры в кости. Падеж — это форма имени, выражаю- щая его отношение к другим словам в речи. Каждая падежная форма может иметь несколько значений, организующихся в семантический комплекс, способный отражать разнообразные связи между предме- тами, действиями, качествами и т.д. в реальной действительности.
В начале XIV века из различных греческих трактатов было состав- лено в Сербии сочинение «О восьми частях слова», где определялись для церковнославянского языка пять падежей. Названия их были об- разованы путем калькирования соответствующих греческихтерминов. Падеж правый (именительный) калькировал феческое огіһе. В XVI веке известный грамматист Максим Грек назвал его прямым. Все осталь- ные падежные формы по отношению к правому — косвенные, так как они “отклоняются" от него (ср. скпонениѳ;). Вторым падежом в тракта- те был родный (гр. депікѳ;), одна из функций которого - обозначение лроисхождения (подарок брата). Дательный падеж назван по одной из своих функций, связанных с глаголом дать, давать. Виновныӥ па- деж образован от слова вина, «причина», поскольку этот падеж мог
46 Ѕадад&дшкз ЭА Со«рч—«ньюй руссяшш яатт
обоэначатъ прісиину того мли иного действия (ловипь бабочку}. Пяг^^ падеж —эвательный, яоторый улотреблялся прм обраше*-*'* Т.сгь«о *
XVI веке в «Грвмматшсе слоѳенсюѓ» Лаврент>*я Зҝзанлѕ лоявнпсв гпеоріжпельный падеж юторый укаэывал на деятелғ ^ворца. В1619 іс~ ду в «Грамматике слэѳенсхоӣ» Мҝлеткя Смотрицяоп} порзллся сеоь- мой пяпр> -г—схгзатєѕЕзНый (сжазатъ о чец-гшбо). И топыго М В. Ломо- чосов в С80ем зкамешш>й «Российсхоӣ грамматиӕ* 1755 г. завле-*- его на предпажныі1. поскольку оь употреблялся с пѕеллогом.
Как хе выражаются ладе>-ые ЗЈка-ҽн»*я в соерейѕешяші сусоеом языке?
Зкаченкя падежа выражаются по-разному:
а) при помоши ф л е < с и й: \~>цга — им. п.. «'-оге — да~. и. предл. п... книги— им.и вин. п. мн. числа. род п. ед. ч*сла: нзмєне^@ѕя по паде- жам могут сопрово>даться изменен .ҽм места > даре- .»я; досжэ — досху. рука—руку и т.д.
б) прн помоши предлогов. В.В. Виноградов называл предлоп» «препозитивными флексиями», отмечая их бошѕшую роль в выэаже- нии падежных отношений. В древнерүсском языке предпожный падех называпся местным, поскольку служил для обозначения места и мог употребляться без предлога: хнятљть Човъгородъ, сидеѕть Пльсҟоаъ и ГЈ\. Ср. дат. Иде Кыеву и др. (Ләвр. лет ).
Сочетания с предлогами расширяют и обогащают размообраз-ыѕмм смысловыми оттенками круг значений падежной формы. Дзоӣствен- ность употребпения беслредложного и предложчого зарианта падеж- ной формы ведет к богатой синонимике падежных ког-стручц«*й На- пример: о степи. в степи (предп. падеж *. но без стели. у степи ѵдат. падеж) и т.д. Особую роль играют предлоги в установлении падех-ых отношений так называемых несклоняемых существительных: ч бюро. от бюро, в бюро, без бюро и т.д.
в)значенияпадежеймогутвыражатъсясинтаксически: ноеое палългю, нового пальто и т.д. Спрос ча рәстворимый кофе (вин пад ' сильно вырос.
В падежной системе современного русского падежа обычно выде- ляют 6 падежей, в древнерусском языке их было 7, включая зватель- ный падеж. Некоторыеученые. например. А.И. Соболевский, считали что ответ на вопрос о количестве ладежей «не только трѵден. но и даже невозможен»1. При определении количества падежей по внеш- нему признаку (сходству или различию во флеҝсиях отдельных падеж-
1 Цит по книге: Виноградов В.В. Русский язык Грамматическоо чѕ'енив о слоее. -С.141.
ӈЫХ Ф°РМ) или по грамматическому значению можно насчитать раз- ӈов количество падежей. Так, у сущѳствитѳльного шкаф нет совпада- јощих флѳксий, значит, у него 6 падежей; у существительного рука — 4, поскольку совпадают формы двух падежей (дат. руке, предл. рукѳ;); у существительных степь или мышь — 3, поскольку совпадают формы 3-х падежей (род. степи, мыши; дат. степи, мыши и предл. степи, мыиіи); у существительного пальто - 1 падеж, так как совпадают по форме все падежи. Следовательно, этот критерий, учитывающий внешний признак отдельных форм, нельзя использовать при опре- делении количества падежей.
Значение падежа зависит от лексического значения слова, обус- ловлено им. Так, например, твор. падеж слова берег - берегом имеет значение места (иду берегом), а слова человек - человеком (сделано человеком) - нет, и наоборот, в форме человеком есть значение про- изводителя действия, а в форме берегом - нет. Грамматическая пра- вильность того или иного сочетания тесно связана с лексическим зна- чением слова, и поэтому такие сочетания, как железное гіето или стальной месяц, невозможны с точки зрения семантического содер- жания входящих в них слов, а сочетания типа холодному летом или стальным ножа - нѳвозможны с точки зрения грамматики.
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
В падѳжной систѳмѳ соврѳмѳнного русского языка наибольшѳй нѳ- зависимостью обладаѳт именительный падѳж. Он противопос- тавлен всѳм остальным — косвѳнным — падѳжам, фактичѳски нѳ выра- жает отношѳний мѳжду словами, отличаѳтся большой однозначнос- тью и служит для номинации. Сущѳствитѳльноѳ в имѳнитѳльном па- деже выполняѳт в прѳдложѳнии функции подпѳжащѳго - Мороз и сол- нце - день чудесный (П.) - или являѳтся главным члѳном односостав- ного прѳдложѳния: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок).
Именитѳльный падѳж можѳт выступать в качѳствѳ одиночного или кратного опрѳдѳлѳния, когда он прѳдставляѳт собствѳнноѳ наимѳно- вание предмета или географическое название. Чижа захлопнула зло- дейка западня (Кр.). А под городом Белая Церковь жаркий бой на зарѳ кипит. А под городом Белая Церкоѳь Был её любимый убит (ЦЈѳст.).
Кратный им. падѳж как нѳсогласованноѳ определение объединяѳт нѳсколько однородных сущѳствитѳльных, указывающих на простран- ствѳнныѳ или ассоциативныѳ связи: по дорогѳ Москѳа - Ташкент, ѳ матчѳ Карпоѳ - Таль и т.д.
В конструкции сравнительная стелень + служебное слово чем име- нительный падеж обозначает предмет, с которым что-либо сравнива- ют: маслята вкуснее, чем подберезовики. В том же значении имени- тельный падеж выступает в сравнительных оборотах с как. Например у И.Бродского: Не помню я чернее ничего. Как уголь были ноги у него Он черен был как ночь, как пустота. Он черен'был от гривы до хвоста.... Такчерен, какполуночнаямгла. Такчєрен, каквнутрисебя игла. Такчерен, как деревья впереди, Какместо между ребрами в гру. ди.. Какямка под землею, где зерно. Я думаю: внутри у нас черно .
Им. падеж выступает при различного рода обращениях: Далёкий друг! Пойми мои рыданья (Фет); Прощай, свободная стихия! (П.)
РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Родительный падеж исключительно разнообразен позначениям. Вот почему некоторые исследователи выделяют здесь даже два падежа: собственно родительный (вышел из дому) и родительный раздели- тельный (выпил глоток воды).
В зависимости от употребления различают: родительный п р и - именной и родительный приглагольный.
Родительный приименной имеет в качестве основных значений: определительное, субъектное и объектное - и может быть представлен в следующих вариантах:
1. Родительный принадлежности выражает значение принадлеж- ности лицу или предмету: книга сестры, дом отца, ствол березы и др. Если определяемое существительное указывает на признак или свойство, то определяющее существительное в род. падеже называет лицо или предмет, которому приписывается этот признак: гнев отца, длина юбки, горечь поражения, откровенность рассказа и т.д. Если определяемое существительное отглагольное, то существительное, называющее лицо, может обозначать реального производителя дей- ствия: Казалось бы, что человеку надо, Если он на скпоне лет Мо- жет вдыхать прохладу сада По пути в университет. Если книги к егоуслугам, Арядом, недалеко, Смех жены, иулыбка друга, итре- пет учеников (Инбер).
Родительный принадлежности может быть заменен притяжатель- ным прилагательным: книга сестры - сестрина книга. Родительный падеж в этом случае оказывается предпочтительнее, так как он может выражать не только принадлежность, но и давать дополнительную характеристику лицу: книга старшей сестры, книга любимой сест-
рьі, В этом кроѳтся одна из причин утраты в языке притяжательных прилагательных. Иногда возможны два значения одной и той же кон- сТрукции с родительным лринадпежности, которые должны быть диф- ференцированы с помощью дополнительного контекста: книга Ивано- ва (Иванов - автор книги, книга принадлежит Иванову).
2. Родительный признака лица или предмета (чаще в сопровожде- нии определяемого прилагательного). Придешь ли, дева красоты, Слезу пролить над ранней урной? (П.). Есть время природы особо- го света. неяркого солнца, нежнейшего зноя. Оно называется Ҕабьелето и в прелести спорит с самою весною (Берг.).
При сравнительной степени род. падеж указывает на предмет, с которым сравнивается что-либо: умнее товарища, глубже Байкала, добрее сестры и т.д.
Род. падеж, обозначающий качество, может быть заменен соответ- ствующим однокоренным лрилагательным: век атома - атомный век, человек дела - дельный человек, день радости - радостный день ит.д. Род. падеж качественного или количественного признака может быть выражен фразеологическим сочетанием: человек высокого рос- та, мебель красного дерева и т.д.
3. Родительный субъекта. Обозначает производителя действия, употребляемого при отглагольном существительном: пение артиста, выступление чтеца. Кукушки крик, как камешек отчаянья, все ка- тится и катится в бору (Ок.). Подобные сочетания развились, види- мо, на базе глагольно-именных сочетаний, при этом родительный па- деж соответствует именительному: Артист выступает - выступ- ление артиста.
4. Родительный объекта действия (при отглагольных существитель- ных). Обозначает тот предмет, над которым производится действие: строительство дома, оборона Севастополя. Мое открытие Аме- рики (Маяк.). В подобных конструкциях управляющее имя - носитель глагопьного значения; уборка картофеля, ловля рыбы; при сочета- нии с глаголом наименование предмета становится прямым дополне- нием: убирать картофель, ловить рыбу. Объектное значение реа- лизуется и при переходных глаголах с отрицанием: Не обесцайте деве юнойлюбови вечнойна земле (Ок.), а также при указании на объект, которого опасаются: бояться темноты, лишиться поддержки, стра- шиться упрѳков и т.д.
5. Родительный отношения. Выражает отношение какого-либо лица кдругомулицу, коллективу, учреждению: студвнт университета, со- пистка балѳта, рабочий завода, сѳкретарь профкома и т.д.
6. Родительный целого. Обозначаетцелое, ккоторомуДРугойп^Г мет относится как его часть: решетка сада, рука ребенка, вершин горы, край дороги, окно дома. В количественно-отделительном знаѕе нии при существительных и других именах могут быть следующие раз. новидности значения род. падежа: а) значение меры, неполноты охва- та (при существительных меры или количества): глоток воды, қуСОк хлеба, стакан чаю. А потом помчался в кассу покупать бутылку квасу (Чук.у, б) значение исчисляемого предмета (при существитель- ных, называющих количество, или при числительных): два рубля, де- сяток арбузов, много шуму из ничего и т.д.
Многообразие значений род. падежа проявляется как в одном.так и в разных контекстах. Например: чтение книги (объектное), чтение мальчика (субъектное), мапьчик шестилет (определительное), книга мальчика (принадпежности).
Родительный приглагольный употребляется при глаголах и служит дпя выражения следующих значений:
1. Родительный достигательный. Обозначает цель действия, объект желания. Употребляется при глаголах определенной семанти- ки: со значением желания, достижения цели и т.д.: добиться успеха, жаждать славы, ждать писем и др.
2. Родительный прямого объекта. Употребляется при глаголахс отрицанием не: Лев пьяных не любил, сам в рот не брал спиртно- го, но обожал подхалимаж (Мих.). При подобных глаголах можетупот- ребляться и винительный падеж, если предмет мыслится как нечто целое, а не часть: не любить бабушку.
3. Родительный отложительный. Обозначает объект при глаголах со значением лишения, удаления, стремления избавиться от чего-либо и т.д.: избегать опасности, бояться темноты, лишиться возмож- ности и др.
4. Родительный разделительный. Используется, когда действие распространяется не на весь предмет, а лишь на его часть. Форма род. падежа при этом обозначает часть целого: выпить молока, ку- пить хлеба, выпить чая.
Ср. различие между вин. и род. падежами в словосочетаниях: дай мне хлеб (вещество), но дай мне хлеба (объем).
ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Формы дат. падежа обозначают так называемый косвенный объект, то есть адресат действия, называют лицо (реже - предмет), для кото- рого совершается действие. Дательный падеж ограничен замкнутос-
ѣ\0 и однородностью функций тех предлогов, которые сочетаются с ним (к> п0> благодаря, вопреки, согласно и др.): дорога к храму, вопрѳ- ки првдсквзанию и т.д. Улотребляется при глаголе: написать письмо џагпери, помогать товарищу, сочувствовать сестре и т.д. В этом значении он может выступать и при отглагольных существительных: родражаниѳ старшим, звонок секретарю, помощь товарищу и т.д.
При инфинитиве или предикативном наречии, а также при безлич- ных глаголах, образованных от личных с помощью частицы -ся, дат. падеж обозначает лицо, которому приписывается данное состояние или признак. Например, в безличных конструкциях: Саше случалось знавать и печали, Плакала Саша, как лес вырубали (Некр.); Волге долго не молчится, Ей ворчится, какволчице (Хлебн.у, Казалось, было холодно цветам.
ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Винительный падеж используется прежде всего при глаголе для выражения следующих значений:
1. Винительный прямого объекта. Форма вин. падежа служит наи- менованием прямого объекта, на которое направлено действие. В этом случае глагол называется переходным: ГІюблю Отчизнуя, но стран- ною любовью (Л.у, Старикловил неводом рыбу. Старуха пряла свою пряжу (П.у, Как сладко жить, как сладко побеждать Моря и деву- шек, врагов и слово (Гум.).
2. Винительный времени. Существительные в вин. падеже указы- вают на время (реже - пространство, количество) или на продолжи- тельность действия во врѳмєни. В этом значении формы вин. падежа могут улотребляться с переходными и непереходными глаголами: Она весь день поет. Субботу и воскресенье мы проводим на даче. Лето он провел в Крыму. Он пробежал километр.
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Настолько разнообразен по своим значениям, что А.А. Потебня предлагал даже выделить на его основе несколько падежей.
Творительный приименной обычно называет: а) произво- дителя, субъекта действия. Проверка тетрадей учителем; Поливка ӧеревьеѳ садовником; б) орудие действия: удар топором, работа пилой; в) обстоятельство действия: поездка трамваем, работа ве- черами; г) содержание действия: руководство кружком. Подобный тэорительңый хотя и называется приименным, но выступает прѳждѳ всего лри отглагольных имѳнах.
Творительный приглагольный выражает следующ^ значения:
1. Значение орудия и средства действия: написано пером, не вы~ рубииіь топором (посл.). Старикловил неводом рыбу (П.).
2. Значение способа действия: добиться трудом и настойчи. востью; Ты дышишь солнцем, я дышу луною. Но живы мы любо- вию одною (Ахм.)
3. Значение сравнения: О ком ты тихо плакала? Все, знать, не обо мне, пока я топал ангелом в защитной простыне (Ок.); Твоей рукоӣ к позорному столбу Пригвождена - березкой на лугу (Цвет.). Я помню первый день, младенческое зверство, ...что камнем пада- ло - и ястребом - на грудь (Цв.).
4. Значение места (по которому происходит движение), выражен- ное существительными пространственного значения: ехать знакомой дорогой, проскочитъ переулком. Верст этак семь пролетели по- лями, След неизвестно куда и пропал (Ник.).
5. Значение времени - существительное в творит. падеже обозна- чает время совершения действия: Шли два приятеля вечернею по- рой и дельный разговор вели между собой (Кр.).
6. Значение субъекта в страдательных конструкциях, когда фор- ма творит. падежа используется для называния реального производи- теля действия: Чины людьми даются, а люди могут обмануться (Го.). Бурей сломало березу.
7. Значение содержания. Твор. падеж указывает на объект или область распространения действия: заниматься спортом, любовать- ся природой, увлекаться музыкой и т.д.
8. Творительный предикативный, когда он является именной ча- стью сказуемого. Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан (Некр.).
ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ
Академическая грамматика (Русская грамматика. - М.: Наука, 1982) предлагает различать два предложных падежа: изъяснительный и местный. Предложный падеж выражает: а) объектное значение (изъяс- нительное); обозначает объект при глаголах со значением мысли, речи: вспоминать о другѳ, думать о будущѳм, говорить о фильмѳ и т.д И долго-долго дѳдушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил (,Нѳкр.у; б) значение места; в космосѳ, на лунѳ и т.д. Нѳ на небв - на земле жил старик в одном сѳлѳ (Ерш.); в) значѳние времени: в про- шлом году; г) значение состояния: яблони в цвету, быть в хоро-
{ј/ем настроении и т.д. Указанные два значения предл. падежа пред- ставлены в языке в сочетаниях с разными предлогами и разными флек- сиями существительного; я говорю о лесе (изъяснительное), но я живу влвсу (места).
1 Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Соврѳменный русский язык. - М 1997.-С. 288.


@темы: морфология